Музыкальность живописных произведений может быть понята как способность картины вызывать те же эмоциональные и эстетические переживания, которые вызывает музыка. Рассмотрим каждый из предложенных вариантов:
а) В настроении и общем характере картины. Здесь музыкальность проявляется через способность художника передать определённое настроение или эмоциональное состояние, подобно тому, как это делает музыкальное произведение. Цветовая палитра, композиция, светотени и динамика форм могут создать атмосферу, напоминающую мелодию или ритм музыки. Например, картины Клода Моне или Василия Кандинского часто ассоциируются с музыкальными темами благодаря их способности передавать настроение через визуальные элементы.
б) В изображении музицирующих людей. Этот вариант подразумевает прямое изображение музыки через фигуры людей, играющих на музыкальных инструментах. Такие картины могут передавать музыкальность через визуальное воплощение музыкальных действий. Художник может акцентировать внимание на жестах, позах и выражениях лиц, чтобы зритель мог "услышать" музыку глазами. Такие работы можно найти у таких художников, как Ян Вермеер и Эдгар Дега.
в) В её неповторимой поэтичности. Музыкальность может также проявляться в уникальной поэтичности живописного произведения. Это связано с тем, как картина вызывает ассоциации и эмоции, подобно поэзии, которая часто перекликается с музыкой. Живопись, как и музыка, может быть абстрактной и символичной, она способна вызывать глубокие чувства и оставлять пространство для интерпретации. Картины Казимира Малевича или Пьера Огюста Ренуара могут быть примерами такого подхода.
Таким образом, музыкальность в живописи может проявляться через множество аспектов, включая настроение и общий характер, изображение музицирующих людей и уникальную поэтичность произведения. Каждый из этих элементов может способствовать созданию ощущения музыкальности в живописи, позволяя зрителю переживать визуальные произведения искусства на уровне, схожем с восприятием музыки.