Понятие "память жанра" в музыке можно трактовать как некую способность музыкального жанра сохранять и передавать через времена определённые стилистические, структурные и культурные особенности. Это своего рода накопленный опыт, который оказывает влияние на композиторов, исполнителей и слушателей. В каждом жанре заложены уникальные элементы, которые формируют его идентичность и помогают музыкантам и аудитории взаимодействовать с музыкальными произведениями на более глубоком уровне.
Применение народных музыкальных жанров в классических композициях придает произведениям особую эмоциональную окраску и глубину. Народная музыка часто несет в себе эмоциональные и культурные коды определенного народа, и когда композиторы включают эти элементы в свои работы, они создают мост между культурными традициями и современной музыкальной экспрессией.
Примером использования народных элементов в классической музыке является финал Симфонии № 4 Петра Ильича Чайковского. В этой части симфонии Чайковский использует песню "Во поле береза стояла", которая является русской народной мелодией. Это внесение народного элемента не только укрепляет национальное звучание произведения, но и добавляет к его эмоциональному содержанию особенный колорит. Народная мелодия в финале симфонии звучит величественно и патетично, подчеркивая драматизм и напряженность всей музыкальной композиции. Использование народной мелодии позволяет Чайковскому глубже раскрыть свои идеи и чувства, делая музыку более близкой и понятной для слушателя, привнося в неё уникальные национальные черты.