Основной мелодией многих произведений Иоганна Себастьяна Баха часто является хоральная мелодия. Хоралы представляют собой церковные гимны, которые были широко использованы в лютеранской традиции. Эти мелодии были известны прихожанам и служили основой для многих из его произведений, особенно кантат и органных прелюдий.
Бах мастерски использовал хоральные мелодии, интегрируя их в сложные полифонические структуры. В его хоральных прелюдиях, например, хорал может быть представлен в верхнем голосе (soprano) и обрамлен сложными контрапунктными линиями в нижних голосах. В хоральных кантатах хорал часто звучит в заключительном хоровом разделе, объединяя все музыкальные и тематические нити произведения.
Кроме хоралов, Бах также использовал различные темы и мотивы, основанные на барочных музыкальных формах, таких как фуги и токкаты. В его фугах основная мелодия, называемая "субъект", проходит через различные голоса и подвергается множеству трансформаций и имитаций. В этих произведениях мелодическая линия часто служит базой для демонстрации контрапунктного мастерства Баха.
Еще одним важным аспектом мелодий Баха является использование танцевальных форм, таких как сарабанда, аллеманда, жига и минуэт, которые часто встречаются в его сюитах. Эти танцевальные мелодии, несмотря на свою простоту и изящество, также подвергаются сложной обработке и вариациям.
Таким образом, основная мелодия в произведениях Баха может варьироваться от традиционных хоральных мелодий и танцевальных тем до оригинальных субъектов фуг. В каждом случае Бах демонстрирует удивительную способность развивать и трансформировать мелодический материал, создавая богатые музыкальные полотна, которые остаются непревзойденными по своей сложности и красоте.