Фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" и кантата Сергея Прокофьева "Александр Невский" связаны не только общим сюжетом, основанным на исторической фигуре Александра Невского и его битве на Чудском озере против немецких рыцарей, но и тесным сотрудничеством этих двух выдающихся деятелей искусства – Эйзенштейна и Прокофьева.
Прокофьев написал музыку к фильму "Александр Невский" по заказу Эйзенштейна. Эта музыка стала неотъемлемой частью фильма, усиливая эмоциональное воздействие на зрителя и добавляя глубины и драматизма сценам боев и личных переживаний персонажей. После успеха фильма, который вышел в 1938 году и получил широкую популярность и признание, Прокофьев адаптировал свою музыку в кантату для концертных исполнений.
Кантата "Александр Невский", op. 78, состоит из семи частей, каждая из которых соответствует ключевым эпизодам фильма. Прокофьев использовал большой оркестр и хор, что позволило ему полностью раскрыть масштаб и эпичность событий. Такие части кантаты, как "Песня о битве на льду" и "Поле Побоища", стали классическими примерами музыкального оформления битвенных сцен и печального осмысления последствий войны.
Сотрудничество Эйзенштейна и Прокофьева в проекте "Александр Невский" является замечательным примером взаимодействия кинематографа и музыки, где каждый элемент усиливает другой, создавая мощное искусственное целое. Эта работа оставила значительный след в истории как кинематографа, так и музыки 20-го века.