В музыке трезвучия являются основными аккордами, которые состоят из трёх звуков, расположенных по терциям. В любом ладу основными считаются три главных трезвучия: тоническое, субдоминантовое и доминантовое. Эти аккорды играют ключевую роль в гармонической структуре музыки.
Рассмотрим главные трезвучия гармонического соль минорного лада и их обращения.
Главные трезвучия гармонического соль минорного лада:
Тоника (T) — Gm (соль минор):
- Состоит из звуков: G (соль), B♭ (си-бемоль), D (ре).
- Тоническое трезвучие является центральным аккордом лада, создающим ощущение устойчивости и завершённости.
Субдоминанта (S) — C (до мажор):
- Состоит из звуков: C (до), E (ми), G (соль).
- Субдоминантовое трезвучие направляет гармоническое движение от тоники к доминанте, создавая переходное состояние.
Доминанта (D) — D7 (ре мажор с малой септимой):
- Состоит из звуков: D (ре), F♯ (фа-диез), A (ля), C (до).
- В гармоническом миноре вместо простого трезвучия часто используется доминантсептаккорд (D7), который содержит напряжение и стремится разрешиться в тонику.
Обращения трезвучий:
Обращения аккорда происходят при изменении местоположения звуков, когда нижний звук переносится на октаву вверх, что позволяет создать более плавное голосоведение.
Тоническое трезвучие Gm:
- Первое обращение (секста-корд): B♭ (си-бемоль), D (ре), G (соль).
- Второе обращение (квартсекстаккорд): D (ре), G (соль), B♭ (си-бемоль).
Субдоминантовое трезвучие C:
- Первое обращение (секста-корд): E (ми), G (соль), C (до).
- Второе обращение (квартсекстаккорд): G (соль), C (до), E (ми).
Доминантовый септаккорд D7:
- Первое обращение (квинтсекстаккорд): F♯ (фа-диез), A (ля), C (до), D (ре).
- Второе обращение (терцквартаккорд): A (ля), C (до), D (ре), F♯ (фа-диез).
- Третье обращение (секундакорд): C (до), D (ре), F♯ (фа-диез), A (ля).
В гармонической практике обращения трезвучий и септаккордов используются для создания более выразительного и разнообразного аккомпанемента, а также для плавного перехода между аккордами.