В симфонии №7 Дмитрия Шостаковича, известной как "Ленинградская", тема нашествия, представленная в первой части, является одной из ключевых и наиболее запоминающихся. Эта тема символизирует вторжение и агрессию, и её развитие в симфонии создаёт впечатляющее звуковое полотно.
Правильный вариант из предложенных — Б) Тема и 11 вариаций. С каждой вариацией тема разрастается, становится громче.
Тема нашествия начинается с тихого, почти невинного звучания, исполняемого струнными. Постепенно она обрастает новыми элементами и инструментами, достигая мощного и подавляющего кульминационного момента. В процессе её развития добавляются духовые и ударные инструменты, что придаёт теме всё большую интенсивность и драматизм. Этот метод наращивания звуковой массы и напряжённости напоминает ритмические и динамические приёмы, используемые в "Болеро" Мориса Равеля.
Таким образом, тема нашествия в первой части симфонии №7 Шостаковича не только иллюстрирует захватнический характер, но и создаёт ощущение надвигающейся угрозы, которая постепенно охватывает всё звуковое пространство. Этот композиционный приём служит мощным эмоциональным и музыкальным образом, отражая исторический контекст времени создания произведения.