Ре мажор натуральный (D-dur) — это мажорная тональность, которая строится на основе звука «ре» (D). Для построения любой мажорной гаммы применяется определённый порядок тонов и полутонов. Расширенно разберём, как построить ре мажор натуральный.
Шаг 1: Понять структуру мажорной гаммы
Мажорная гамма строится по следующей последовательности интервалов:
Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.
Это значит:
- Между 1-м и 2-м звуками расстояние — тон.
- Между 2-м и 3-м звуками — тон.
- Между 3-м и 4-м звуками — полутон.
- И так далее.
Шаг 2: Определить ступени для ре мажора
Тональность ре мажор начинается с ноты «ре» и содержит 7 звуков (строится по диатонической шкале). Названия ступеней:
- Ре (D) — тоника (основной тон).
- Ми (E) — вторая ступень.
- Фа-диез (F#) — третья ступень.
- Соль (G) — четвёртая ступень.
- Ля (A) — пятая ступень.
- Си (B) — шестая ступень.
- До-диез (C#) — седьмая ступень.
После седьмой ступени гамма замыкается, и снова звучит тоника (ре), но уже на октаву выше.
Шаг 3: Проверить интервалы
Применим последовательность тонов и полутонов к звукам:
- От ре (D) до ми (E) — тон.
- От ми (E) до фа-диез (F#) — тон.
- От фа-диез (F#) до соль (G) — полутон.
- От соль (G) до ля (A) — тон.
- От ля (A) до си (B) — тон.
- От си (B) до до-диез (C#) — тон.
- От до-диез (C#) до ре (D) — полутон.
Эта последовательность совпадает с шаблоном мажорной гаммы, так что построение корректно.
Шаг 4: Учитывать знак тональности
Тональность ре мажор имеет два диеза (F# и C#). Это записывается в ключевых знаках в начале нотного стана (после скрипичного ключа, например).
Итог: Ре мажор (D-dur)
Гамма ре мажор состоит из следующих звуков:
Ре – Ми – Фа-диез – Соль – Ля – Си – До-диез – Ре.
Применение
Ре мажор — популярная тональность в музыке благодаря её яркому и светлому звучанию. Она часто используется в классических произведениях, а также в современной музыке. Если вы играете гамму на инструменте (например, фортепиано или гитаре), уделите внимание правильному соблюдению диезов (F# и C#), чтобы звучание соответствовало тональности.