В музыке, при построении гамм, используются различные виды, которые включают натуральные, гармонические и мелодические варианты. Эти виды имеют свои характерные изменения ступеней. Давайте рассмотрим, какие ступени повышаются в гармонических и мелодических видах гамм, используя в качестве примера минорные гаммы.
Гармонический минор
Гармонический минор отличается от натурального минорного повышения седьмой ступени. Это изменение создаёт характерный "восточный" или "испанский" звук, который часто используется в классической и популярной музыке. Например, в ля-миноре (A-minor) седьмая ступень — это соль (G), и она повышается на полутон до соль-диеза (G#). Таким образом, последовательность ступеней в гармоническом миноре будет следующей:
- Тоника (A)
- Вторая ступень (B)
- Третья ступень (C)
- Четвёртая ступень (D)
- Пятая ступень (E)
- Шестая ступень (F)
- Повышенная седьмая ступень (G#)
- Октава (A)
Мелодический минор
Мелодический минор отличается тем, что в восходящем движении повышаются шестая и седьмая ступени, а в нисходящем движении гамма возвращается к натуральному минору. Это изменение делает восходящее движение более плавным и менее напряжённым по сравнению с гармоническим минором. В ля-миноре это будет выглядеть следующим образом:
Восходящий мелодический минор:
- Тоника (A)
- Вторая ступень (B)
- Третья ступень (C)
- Четвёртая ступень (D)
- Пятая ступень (E)
- Повышенная шестая ступень (F#)
- Повышенная седьмая ступень (G#)
- Октава (A)
Нисходящий мелодический минор:
- Октава (A)
- Седьмая ступень (G)
- Шестая ступень (F)
- Пятая ступень (E)
- Четвёртая ступень (D)
- Третья ступень (C)
- Вторая ступень (B)
- Тоника (A)
Таким образом, в гармоническом миноре повышается седьмая ступень, а в мелодическом миноре в восходящей гамме повышаются шестая и седьмая ступени.