Давайте рассмотрим каждый из этих музыкальных жанров и определим, какие из них являются вокальными, инструментальными или могут быть как тем, так и другим.
Серенада: Изначально серенада была вокальной формой, исполняемой под аккомпанемент инструментов, обычно вечером или ночью в честь кого-то. Однако в классической музыке также существуют инструментальные серенады, например, в виде оркестровых произведений.
Каприс: Это инструментальный жанр, чаще всего ассоциируемый с виртуозными произведениями для скрипки или других инструментов. Каприсы обычно не имеют вокальной составляющей.
Ноктюрн: Первоначально ноктюрны могли быть вокальными, но в классической музыке этот жанр стал преимущественно инструментальным, особенно известны фортепианные ноктюрны Фредерика Шопена.
Фуга: Это строго инструментальная форма, характеризующаяся сложной полифонией. Фуги обычно пишутся для клавишных инструментов, но могут быть исполнены и оркестрами.
Баллада: Баллады могут быть как вокальными, так и инструментальными. Вокальные баллады — это песни, рассказывающие истории, в то время как в классической музыке баллады могут быть инструментальными произведениями, как, например, фортепианные баллады Шопена.
Прелюдия: Это преимущественно инструментальная форма. Прелюдии часто служат введением к более крупным произведениям, хотя существуют и самостоятельные прелюдии, как у Баха или Дебюсси.
Этюд: Это инструментальный жанр, предназначенный для развития техники исполнителя. Этюды часто являются виртуозными произведениями, например, этюды для фортепиано Ференца Листа или Фредерика Шопена.
Баркарола: Это жанр, который может быть как вокальным, так и инструментальным. Баркаролы имеют характерный размер и ритм, напоминающие песни гондольеров из Венеции.
Романс: Это преимущественно вокальный жанр, хотя могут существовать и инструментальные обработки. Романсы часто являются лирическими и эмоциональными песнями.
Соната: Это инструментальный жанр, обычно состоящий из нескольких частей. Сонаты пишутся для одного или нескольких инструментов, наиболее известны фортепианные и скрипичные сонаты.
Таким образом, серенада, баллада, баркарола и романс могут быть как вокальными, так и инструментальными, в то время как каприс, ноктюрн, фуга, прелюдия, этюд и соната являются преимущественно инструментальными жанрами.