Да, в симфонической сюите "Шехерезада" композитора Николая Римского-Корсакова программность оказала значительное влияние на все аспекты музыкальной выразительности, включая гармонию, ритм и оркестровку.
Программность "Шехерезады" опирается на вдохновение восточными сказками из "Тысячи и одной ночи". Этот литературный источник повлиял на то, как Римский-Корсаков использовал музыкальные средства для создания живописных образов и настроений, подчеркивающих экзотичность и мистическую атмосферу Востока.
Гармония в "Шехерезаде" часто использует экзотические лады и интервалы, что создает ощущение восточной музыкальной традиции. Композитор применяет разнообразные гармонические приемы для подчеркивания различных эмоций и сцен, прибегая к модуляциям и изменениям тональности, которые усиливают драматургию и разнообразие произведения.
Ритм в "Шехерезаде" также играет ключевую роль, варьируясь от мягкого и плавного до динамичного и возбуждающего. Римский-Корсаков использует ритм для имитации движения и действия, а также для создания напряжения или расслабления. Ритмические фигуры могут отражать шум моря, бурю или танцевальные движения.
Оркестровка занимает особое место в "Шехерезаде". Римский-Корсаков мастерски использует цвет оркестра, чтобы передать различные музыкальные образы и настроения. Он прибегает к широкому диапазону инструментов, включая деревянные духовые, струнные, медные духовые и ударные инструменты, чтобы создать богатую палитру звуков. Особенно запоминающимися являются соло скрипки, которая символизирует саму Шехерезаду, рассказывающую свои истории.
Таким образом, можно утверждать, что программность "Шехерезады" сыграла решающую роль в формировании характера и особенностей музыкальной выразительности произведения, делая его одним из ярких примеров программной музыки в репертуаре классической музыки.