Полифоническая музыка включает в себя множество жанров, каждый из которых характеризуется использованием нескольких независимых мелодических голосов, которые звучат одновременно и взаимодействуют друг с другом. Некоторые из наиболее значимых жанров полифонической музыки включают:
Фуга: Это, пожалуй, самый известный жанр полифонической музыки. Фуга состоит из экспозиции, в которой главная тема (субъект) представляется последовательно всеми голосами, и дальнейшего развития, где тема подвергается различным контрапунктическим обработкам. Иоганн Себастьян Бах считается мастером фуги.
Мотет: Этот жанр возник в Средние века и развивался в эпоху Ренессанса. Мотеты обычно написаны для хорового исполнения и могут иметь как религиозный, так и светский текст. Полифоническая структура мотета часто сложна и изысканна.
Канон: В каноне одна и та же мелодия исполняется с задержкой в разных голосах. Самым известным примером является "Канон в ре мажор" Иоганна Пахельбеля. Канон может быть написан для двух и более голосов.
Месса: Месса, особенно в эпоху Ренессанса, часто писалась в полифоническом стиле. Композиторы, такие как Жоскен Депре и Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, создавали многоголосные мессы, в которых каждая часть литургии (Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei) исполнялась в сложной полифонической манере.
Мадригал: Этот светский жанр был популярен в эпоху Ренессанса и раннего барокко. Мадригалы писались для нескольких голосов и часто использовали сложные полифонические техники для передачи эмоций и смыслов текста.
Инвенция: Инвенции, особенно двух- и трехголосные инвенции И.С. Баха, являются учебными примерами полифонического письма. Они используются для обучения студентов основам контрапункта.
Магнификат: Это музыкальная форма, в которой текст "Магнификат" (Песнь Девы Марии) исполняется в полифоническом стиле. Композиторы эпохи Ренессанса и барокко, такие как Бах и Палестрина, создавали великолепные полифонические магнификаты.
Партита и Сюита: Хотя эти формы могут включать разные виды музыкальных движений, многие из них имеют полифоническую структуру, особенно в части танцев, таких как аллеманда, куранта и гиг.
Каждый из этих жанров вносит свой уникальный вклад в богатство и разнообразие полифонической музыки, демонстрируя мастерство композиторов в создании многоголосных текстур и их способность гармонично сочетать несколько независимых мелодических линий.