В XIX веке отечественная музыкальная критика играла важную роль в формировании музыкальной культуры России. Она была связана с развитием национальной музыкальной школы, которая стремилась к созданию уникального русского музыкального стиля. Критики того времени активно обсуждали и анализировали произведения композиторов, выступали за защиту отечественного творчества и пропаганду русской музыки как части национальной культуры.
Известные критики того времени, такие как Владимир Стасов, Александр Серов, Цезарь Кюи, Глеб Успенский и другие, активно обсуждали и оценивали музыкальные произведения, выступая как защитниками отечественного музыкального искусства. Они поддерживали и поощряли молодых композиторов, в том числе и Петра Чайковского, Александра Бородина, Модеста Мусоргского и других, которые внесли значительный вклад в развитие русской музыкальной культуры.
Критики XIX века также оказывали влияние на музыкальное образование и формирование вкуса слушателей, помогая распространению и популяризации русской музыки как самобытного искусства. Их труды и оценки стали важным источником информации для публики, способствуя расширению знаний и понимания музыкального искусства в целом.