Главная тема вступления «Рассвет на Москве-реке» из оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» по своему характеру близка к жанру пасторали. Пастораль, в музыкальном смысле, представляет собой жанр, который передает идиллические, спокойные и зачастую сельские или природные сцены. Характерная черта пасторальной музыки — это умиротворенность, лиричность и созерцательность.
В «Рассвете на Москве-реке» Мусоргский создает атмосферу спокойного и величественного пробуждения природы и города. Музыка начинается с тихих, плавных мелодий, которые постепенно развиваются, наполняясь светом и теплом, как рассветное солнце, медленно поднимающееся над рекой. Оркестровка, в которой значительную роль играют струнные и духовые инструменты, передает ощущение широты и открытости пространства, а также нежного и мягкого света.
Кроме того, можно отметить, что тема вступления близка к жанру симфонической поэмы. Симфоническая поэма — это оркестровое произведение, которое имеет программный характер и часто описывает конкретные образы, события или природные явления. В данном случае Мусоргский использует симфоническое вступление, чтобы настроить слушателей на эпический и исторический характер оперы, а также погрузить их в атмосферу древней Москвы, где разворачиваются события «Хованщины».
Таким образом, главная тема вступления «Рассвет на Москве-реке» сочетает в себе черты пасторали и симфонической поэмы, создавая образ спокойного и величественного утра над Москвой, полного лирики и природной красоты.