Конечно! В тональности фа мажор, доминантсептаккорд (обозначается как V7) строится на пятой ступени, то есть на ноте до. Доминантсептаккорд (д7) включает в себя четыре ноты: до (C), ми (E), соль (G) и си-бемоль (B♭).
Давайте разберем его построение, обращения и разрешение пошагово.
Построение д7:
- Корень (1-я ступень): до (C)
- Малая терция (3-я ступень): ми (E)
- Чистая квинта (5-я ступень): соль (G)
- Малая септима (7-я ступень): си-бемоль (B♭)
Обращения д7:
- Первый оборот (65):
- Корень перемещается на октаву вверх, и аккорд начинает с терции.
- Ноты: ми (E), соль (G), си-бемоль (B♭), до (C)
- Второй оборот (43):
- Терция перемещается на октаву вверх, и аккорд начинается с квинты.
- Ноты: соль (G), си-бемоль (B♭), до (C), ми (E)
- Третий оборот (2):
- Квинта перемещается на октаву вверх, и аккорд начинается с септимы.
- Ноты: си-бемоль (B♭), до (C), ми (E), соль (G)
Разрешение д7 в фа мажоре:
Доминантсептаккорд обычно разрешается в тонический аккорд (I) — в данном случае это тонический аккорд фа мажор (F):
- Разрешение основного положения д7 в тонический аккорд фа мажор:
- До (C) -> Фа (F): корень д7 переходит в терцию тонического аккорда.
- Ми (E) -> Фа (F): терция д7 разрешается в тонику (устойчивую ноту) тонического аккорда.
- Соль (G) -> Ля (A): квинта д7 переходит в терцию тонического аккорда.
- Си-бемоль (B♭) -> Ля (A): малая септима д7 разрешается в терцию тонического аккорда.
Пример разрешения для каждого обращения:
Первый оборот (65):
- Ми (E) -> Фа (F)
- Соль (G) -> Ля (A)
- Си-бемоль (B♭) -> Ля (A)
- До (C) -> Фа (F)
Второй оборот (43):
- Соль (G) -> Ля (A)
- Си-бемоль (B♭) -> Ля (A)
- До (C) -> Фа (F)
- Ми (E) -> Фа (F)
Третий оборот (2):
- Си-бемоль (B♭) -> Ля (A)
- До (C) -> Фа (F)
- Ми (E) -> Фа (F)
- Соль (G) -> Ля (A)
Таким образом, доминантсептаккорд (д7) в фа мажоре разрешается в тонический аккорд, создавая гармоническую завершенность и ощущение устойчивости.