Хроматическая гамма — это последовательность из 12 полутонов, охватывающая одну октаву. Она включает все возможные звуки между начальной и конечной нотами, добавляя промежуточные звуки (полутоны). В данном случае мы будем строить хроматическую гамму от ноты си-бемоль (B♭).
Хроматическая гамма может быть записана восходящим и нисходящим движением. При записи гаммы часто используются диезы при движении вверх и бемоли при движении вниз (это обусловлено традицией записи музыки, однако в зависимости от контекста допускаются и другие варианты).
Восходящая хроматическая гамма от си-бемоль (B♭):
Мы будем начинать с си-бемоль и заканчивать на следующей ноте си-бемоль в октаве выше. При движении вверх чаще используются диезы.
- B♭ (си-бемоль) — исходная нота.
- B (си) — повышаем B♭ на полутон.
- C (до) — следующая нота.
- C♯ (до-диез) — повышаем C на полутон.
- D (ре) — следующая нота.
- D♯ (ре-диез) — повышаем D на полутон.
- E (ми) — следующая нота.
- F (фа) — следующая нота после E.
- F♯ (фа-диез) — повышаем F на полутон.
- G (соль) — следующая нота.
- G♯ (соль-диез) — повышаем G на полутон.
- A (ля) — следующая нота.
- A♯ (ля-диез) — повышаем A на полутон.
- B♭ (си-бемоль) — возвращаемся к исходной ноте в октаве выше.
Нисходящая хроматическая гамма от си-бемоль (B♭):
При движении вниз чаще используются бемоли.
- B♭ (си-бемоль) — исходная нота.
- A (ля) — понижаем B♭ на полутон.
- A♭ (ля-бемоль) — понижаем A на полутон.
- G (соль) — следующая нота.
- G♭ (соль-бемоль) — понижаем G на полутон.
- F (фа) — следующая нота.
- E (ми) — следующая нота после F.
- E♭ (ми-бемоль) — понижаем E на полутон.
- D (ре) — следующая нота.
- D♭ (ре-бемоль) — понижаем D на полутон.
- C (до) — следующая нота.
- B (си) — понижаем C на полутон.
- B♭ (си-бемоль) — возвращаемся к исходной ноте.
Итог:
Хроматическая гамма от си-бемоль включает все 12 полутонов в пределах одной октавы. Восходящее движение чаще записывается с диезами, нисходящее — с бемолями. Важно помнить, что хроматическая гамма не зависит от тональности (мажорной или минорной), так как в ней представлены все 12 звуков, без привязки к определенному ладу.