В минорной гамме натурального и гармонического вида секунды строятся между каждой парой соседних ступеней. Давайте рассмотрим каждую из этих гамм:
Натуральный минор
Натуральный минорный лад характеризуется следующим набором интервалов между ступенями: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Это соответствует следующему строению в последовательности ступеней:
- I-II: Тон (большая секунда)
- II-III: Полутон (малая секунда) - выделяем красным
- III-IV: Тон (большая секунда)
- IV-V: Тон (большая секунда)
- V-VI: Полутон (малая секунда) - выделяем красным
- VI-VII: Тон (большая секунда)
- VII-I: Тон (большая секунда)
Гармонический минор
Гармонический минорный лад отличается от натурального тем, что седьмая ступень повышена на полутон. Это приводит к следующему набору интервалов: тон, полутон, тон, тон, полутон, увеличенная секунда, полутон. Ступени в гармоническом миноре располагаются так:
- I-II: Тон (большая секунда)
- II-III: Полутон (малая секунда) - выделяем красным
- III-IV: Тон (большая секунда)
- IV-V: Тон (большая секунда)
- V-VI: Полутон (малая секунда) - выделяем красным
- VI-VII: Увеличенная секунда (полтора тона)
- VII-I: Полутон (малая секунда) - выделяем красным
Таким образом, в натуральном миноре малые секунды находятся между II-III и V-VI ступенями. В гармоническом миноре малые секунды расположены между II-III, V-VI и VII-I ступенями. Эти интервалы отмечены красным цветом.