Конечно, вот три примера непрограммной музыки:
Людвиг ван Бетховен – Симфония №5:
Бетховенская Пятая симфония является одним из самых известных произведений в классической музыке. Она не имеет конкретной программы или сюжета, который композитор хотел бы передать через музыку. Вместо этого, она строится на музыкальных мотивах, которые развиваются и трансформируются на протяжении всех четырех частей симфонии. Знаменитая начальная тема "та-та-та-ТА" является ярким примером мотивного развития в абстрактной музыке.
Иоганн Себастьян Бах – Бранденбургские концерты:
Эти шесть концертов были написаны Бахом для маркграфа Бранденбургского и представляют собой примеры инструментальной музыки барокко. У них нет конкретной сюжетной линии или программы, что делает их непрограммной музыкой. Бах сосредоточился на виртуозности и взаимодействии различных инструментов, создавая сложные и гармонически насыщенные музыкальные произведения.
Фредерик Шопен – Этюды, опус 10 и опус 25:
Этюды Шопена – это короткие пьесы для фортепиано, которые предназначены для отработки определенных технических навыков пианиста. Несмотря на техническую цель, эти произведения являются высокохудожественными и эмоционально насыщенными. Они не рассказывают историю и не изображают конкретные образы, поэтому их тоже можно отнести к непрограммной музыке.
Эти примеры показывают, что непрограммная музыка может быть невероятно разнообразной и сложной, не нуждаясь в конкретном сюжете или программе для достижения своей художественной цели.