Не программная музыка относится к произведениям, которые не имеют конкретного сюжетного или описательного содержания. Такая музыка не стремится изображать определённые события, картины природы или чувства, а сосредоточена на самовыражении композитора через абстрактные музыкальные формы. Вот четыре примера такой музыки:
Людвиг ван Бетховен – Симфония №5
Эта симфония, одна из самых известных в мире, не имеет конкретного сюжета. Несмотря на то, что первая часть начинается с драматического мотива "судьбы, стучащей в дверь", сам Бетховен не предоставил никакого программного объяснения симфонии. Она воспринимается как чистая музыка, отражающая борьбу и триумф, но не описывающая конкретные события.
Иоганн Себастьян Бах – Токката и фуга ре минор
Это произведение для органа является примером абсолютной музыки. В нём нет ни сюжета, ни программы. Оно демонстрирует виртуозность органиста и мастерство Баха в создании сложных музыкальных структур, не имея при этом никакого описательного подтекста.
Фридерик Шопен – Ноктюрны
Ноктюрны Шопена считаются образцами не программной, чистой музыки. Эти произведения для фортепиано сосредоточены на создании определённого настроения и выражении эмоциональных состояний, но не рассказывают конкретных историй. Они являются прекрасными примерами лирической и интимной музыки, свободной от программных ограничений.
Дмитрий Шостакович – Симфония №9
Хотя многие произведения Шостаковича имеют скрытые программные элементы и отражают его переживания и реакции на политические события, Девятая симфония выделяется как пример абсолютной музыки. В отличие от его предыдущих симфоний, эта работа не содержит явных программных намёков и воспринимается как чистое музыкальное произведение, полное юмора и иронии.
Эти примеры демонстрируют, что не программная музыка может быть столь же выразительной и эмоционально насыщенной, как программная, но её сила заключается в абстрактной музыкальной форме и возможности интерпретации слушателем.