Родственные тональности, также известные как параллельные или относительные, являются важным понятием в теории музыки. Они делятся на несколько категорий, включая параллельные мажор и минор, доминантные, субдоминантные и другие.
Для тональности Ля-бемоль мажор (A♭ major), которая имеет четыре бемоля в ключе (B♭, E♭, A♭, D♭), родственные тональности будут следующими:
Параллельный минор: Это тональность с тем же ключевым знаком, но в минорном режиме. Для Ля-бемоль мажора параллельный минор — это Ля-бемоль минор (A♭ minor). Однако, поскольку Ля-бемоль минор имеет семь бемолей, он редко используется в реальной практике, и часто вместо него используют G# minor, который является Enharmonic (звучит одинаково, но записывается по-разному).
Относительный минор: Это тональность, которая имеет те же самые бемоли в ключе, но начинается с шестой ноты мажорной гаммы. Для Ля-бемоль мажора относительный минор — это Фа минор (F minor).
Доминантная тональность: Это тональность, которая строится на пятой ступени мажорной гаммы. Для Ля-бемоль мажора доминантная тональность — это Ми-бемоль мажор (E♭ major).
Субдоминантная тональность: Это тональность, которая строится на четвертой ступени мажорной гаммы. Для Ля-бемоль мажора субдоминантная тональность — это Ре-бемоль мажор (D♭ major).
Родственные тональности второго порядка: Это тональности, которые связаны с доминантой и субдоминантой. Например:
- Для Ми-бемоль мажора (доминанта) относительным минором будет До минор (C minor).
- Для Ре-бемоль мажора (субдоминанта) относительным минором будет Си-бемоль минор (B♭ minor).
Тоническая параллельная тональность: Эта тональность имеет ту же тонику (начальную ноту), но находится в другом режиме. Для Ля-бемоль мажора это опять-таки Ля-бемоль минор (A♭ minor).
Таким образом, родственные тональности для Ля-бемоль мажора включают:
- Параллельный минор: Ля-бемоль минор (A♭ minor)
- Относительный минор: Фа минор (F minor)
- Доминантная: Ми-бемоль мажор (E♭ major)
- Субдоминантная: Ре-бемоль мажор (D♭ major)
- Относительные миноры доминанты и субдоминанты: До минор (C minor) и Си-бемоль минор (B♭ minor)
Знание этих тональностей помогает в композиции и аранжировке, так как переходы между родственными тональностями часто звучат естественно и гармонично.