Да, музыка Гершвина действительно подтверждает его стремление создать "музыкальный калейдоскоп Америки" 1/3 20 века и отразить её "неповторимый бодрый национальный дух". В его "Рапсодии в стиле блюз" это проявляется в нескольких аспектах:
Слияние музыкальных жанров: Гершвин умело объединяет элементы джаза, блюза и классической музыки. Джаз и блюз, являясь исконно американскими жанрами, в то время были отражением культурного и социального контекста США. Введение этих жанров в классическую форму рапсодии подчеркивает уникальность и бодрость американского духа.
Импровизационные элементы: В "Рапсодии в стиле блюз" много места отведено импровизационным элементам, что также является характерной чертой джаза. Это создает ощущение спонтанности и свободы, которые ассоциируются с американским духом той эпохи.
Ритмическая энергия: Произведение насыщено энергичными ритмами и синкопами, что добавляет ощущение движения и динамики. Это можно трактовать как музыкальное воплощение бурного роста, индустриализации и урбанизации Америки в начале 20 века.
Мелодическая и гармоническая выразительность: Гершвин использует яркие и запоминающиеся мелодии, которые чередуются с более спокойными и лирическими моментами. Эти контрасты могут символизировать разнообразие и многоликость американской нации, а также ее способность сохранять бодрость и оптимизм даже в трудные времена.
Оркестровка: Гершвин задействует полный оркестр, что позволяет ему создать богатую звуковую палитру. Оркестровка включает в себя как традиционные классические инструменты, так и инструменты, характерные для джазовых ансамблей (например, саксофоны и труба с сурдиной). Это сочетание подчеркивает уникальность американской музыкальной культуры.
В совокупности эти элементы делают "Рапсодию в стиле блюз" произведением, которое не только отражает настроения и дух Америки 1920-х годов, но и демонстрирует музыкальные инновации, характерные для того времени. Гершвин успешно воплотил свои установки, создав произведение, которое и по сей день остается символом американской музыкальной идентичности.