Классическая симфония, особенно в период венской классической школы (вторая половина XVIII - начало XIX века), обычно состоит из четырех частей. Однако это не является строгим правилом, и некоторые симфонии могут включать больше или меньше частей. Вот более детальное описание каждой из четырех частей:
Первая часть: Обычно это быстрое и энергичное движение, написанное в сонатной форме. Сонатная форма включает в себя экспозицию (представление главных тем), разработку (развитие и модификация тем) и репризу (возвращение к исходным темам). Часто эта часть обозначается как "Allegro".
Вторая часть: Медленное движение, которое может быть написано в различных формах, таких как рондо, вариации или лирическая сонатная форма. Эта часть служит для контраста с первой и часто имеет эмоционально насыщенный характер. Обычно обозначается как "Adagio", "Andante" или "Largo".
Третья часть: Это обычно менуэт и трио или скерцо, которые являются танцевальными формами. Менуэт имеет более спокойный, грациозный характер, в то время как скерцо (введенное в симфонию Бетховеном) более быстрое и энергичное. Эта часть создает контраст и добавляет элемент легкости и игривости. Обозначается как "Menuetto (Allegretto)" или "Scherzo".
Четвертая часть: Финальное движение, обычно быстрое и энергичное, часто написанное в форме рондо или сонатно-аллегровой форме. Эта часть завершает симфонию на мощной и торжественной ноте. Обозначается как "Allegro", "Presto" или "Vivace".
Эта структура была установлена великими композиторами, такими как Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Однако в дальнейшем композиторы начали экспериментировать с формой симфонии, добавляя или изменяя количество частей, как это сделал, например, Густав Малер, чьи симфонии могут иметь пять, шесть или даже больше частей.
Таким образом, классическая симфония традиционно состоит из четырех частей, каждая из которых имеет свою собственную форму и характер, создавая разнообразие и контраст в рамках одного произведения.