Сольфеджио — это дисциплина, которая занимается развитием музыкального слуха, а также изучением теоретических основ музыки, таких как интервалы, аккорды и их разрешения.
В тональности си-бемоль минор необходимо построить тритоны (увеличенные кварты и уменьшенные квинты) и указать их разрешения, а также характерные тритоны, которые являются специфическими для данной тональности.
1. Обычные тритоны
Увеличенная кварта (ув. 4)
- Исходная пара звуков: Ми-бемоль (IV ступень) и Ля-бемоль (VII ступень).
- Интервал между ними — увеличенная кварта (ув. 4).
- Разрешение: Ми-бемоль движется вниз на полтона к Ре (III ступень), а Ля-бемоль движется вверх на полтона к Си-бемоль (I ступень).
Разрешение: Ми-бемоль —> Ре, Ля-бемоль —> Си-бемоль.
Уменьшенная квинта (ум. 5)
- Исходная пара звуков: Фа (V ступень) и Си-дубль-бемоль (II ступень).
- Интервал между ними — уменьшенная квинта (ум. 5).
- Разрешение: Фа движется вверх на полтона к Соль-бемоль (VI ступень), а Си-дубль-бемоль движется вниз на полтона к Ля-бемоль (VII ступень).
Разрешение: Фа —> Соль-бемоль, Си-дубль-бемоль —> Ля-бемоль.
2. Характерные тритоны
Увеличенная кварта на VII ступени
- Исходная пара звуков: Ля-бемоль (VII ступень) и Ре (III ступень).
- Интервал между ними — увеличенная кварта (ув. 4).
- Разрешение: Ля-бемоль движется вверх на полтона к Си-бемоль (I ступень), а Ре движется вниз на полтона к До-диез (II ступень).
Разрешение: Ля-бемоль —> Си-бемоль, Ре —> До-диез.
Уменьшенная квинта на V ступени
- Исходная пара звуков: Фа (V ступень) и Си-дубль-бемоль (II ступень).
- Интервал между ними — уменьшенная квинта (ум. 5).
- Разрешение: Фа движется вниз на полтона к Ми-бемоль (IV ступень), а Си-дубль-бемоль движется вверх на полтона к До-диез (II ступень).
Разрешение: Фа —> Ми-бемоль, Си-дубль-бемоль —> До-диез.
Эти тритоны и их разрешения помогают музыкантам и композиторам создавать гармоническое напряжение и разрешение в музыкальных произведениях, что делает музыку более выразительной и динамичной.