1) Оркестровые сочинения Михаила Ивановича Глинки действительно часто не имеют сюжетных программ, и этому можно найти несколько причин. Во-первых, Глинка был новатором в русской классической музыке и стремился к созданию музыкальных произведений, которые передают эмоциональное состояние и национальный колорит, а не обязательно следуют конкретному сюжету. Его произведения часто строятся на основе музыкальных тем и мотивов, которые выражают национальные чувства, пейзажи или характеры.
Во-вторых, Глинка был мастером симфонического развития, что позволяло ему создавать произведения, которые сами по себе представляют законченную музыкальную мысль. В его сочинениях важную роль играет мелодия, гармония и оркестровка, а не сюжетная линия. Такой подход позволил ему сконцентрироваться на музыкальных элементах, а не на литературной основе.
Наконец, стоит отметить, что отсутствие сюжетных программ в оркестровых сочинениях Глинки также может быть связано с его стремлением к универсальности музыки. Музыка, не привязанная к конкретному сюжету, может быть интерпретирована слушателем более свободно и многозначно, что позволяет ей находить отклик в самых разных культурах и эпохах.
2) В своём произведении "Камаринская" Глинка использовал несколько приёмов развития, которые имеют корни в народной музыке. Одним из ключевых приёмов является вариационное развитие. Глинка берёт народную мелодию и подвергает её многочисленным вариациям, что придаёт произведению динамичность и разнообразие. Он использует изменения в гармонии, ритме и оркестровке для создания новых версий одной и той же темы.
Ещё один важный приём – это использование остинатных (повторяющихся) ритмов и мелодий. В "Камаринской" Глинка часто повторяет короткие музыкальные фразы, что создает эффект непрерывного движения и нарастающей энергии, характерной для народных танцев.
Также Глинка применяет приём контрастного сопоставления тем. Он чередует лирические и танцевальные эпизоды, что создаёт яркий контраст и подчеркивает разнообразие народной музыки.
Кроме того, Глинка использует народные инструменты и интонации, что придаёт произведению аутентичность и национальный колорит. Это позволяет слушателю ощутить связь с народной культурой и почувствовать её живую энергию.
Все эти приёмы делают "Камаринскую" ярким примером того, как композитор может интегрировать элементы народной музыки в классическое оркестровое произведение, создавая при этом новые и оригинальные музыкальные формы.