В музыке тоника, субдоминанта и доминанта — это три важнейших аккорда, которые формируют основу многих музыкальных произведений. Эти аккорды часто используются в последовательности, чтобы создать гармоническую структуру. Рассмотрим их в контексте до мажора:
Тоника (I степень):
- В до мажоре тоника представлена аккордом C мажор (C, E, G).
- Тоника является основным аккордом тональности и служит отправной точкой или «домашним» аккордом, к которому музыка часто возвращается.
- Этот аккорд создает ощущение завершенности и стабильности.
Субдоминанта (IV степень):
- В до мажоре субдоминанта представлена аккордом F мажор (F, A, C).
- Субдоминанта часто используется для создания перехода и движения в гармонии.
- Этот аккорд добавляет легкое напряжение и ощущение продвижения от тоники к доминанте.
Доминанта (V степень):
- В до мажоре доминанта представлена аккордом G мажор (G, B, D).
- Доминанта создает сильное ощущение напряжения, которое разрешается в тонику.
- Этот аккорд играет ключевую роль в создании музыкальной фразы и формировании ожидания разрешения.
Эти три аккорда — тоника, субдоминанта и доминанта — формируют основу многих популярных музыкальных жанров, включая классическую музыку, поп, рок и блюз. Их последовательность (например, I-IV-V-I) является одной из самых распространенных в западной музыке, обеспечивая как структурную целостность, так и эмоциональную динамику произведения.