В ре-бемоль мажоре (D♭ мажор) трезвучия главных ступеней включают тоническое (T), субдоминантовое (S) и доминантовое (D) трезвучия. Главные ступени обозначают основные аккорды, которые строятся на первой (I), четвертой (IV) и пятой (V) ступенях гаммы.
В D♭ мажоре тональный центр (тоника) - это D♭, субдоминанта - G♭, а доминанта - A♭.
Теперь рассмотрим последовательность аккордов:
- T (То́ника) - D♭ (D♭ - F - A♭)
- S64 (Субдоминантовый секстаккорд) - G♭/D♭ (D♭ - G♭ - B♭)
- T (То́ника) - D♭ (D♭ - F - A♭)
- T64 (То́нический секстаккорд) - D♭/A♭ (A♭ - D♭ - F)
- D (Домина́нта) - A♭ (A♭ - C - E♭)
- D7 (Доминиантсептаккорд) - A♭7 (A♭ - C - E♭ - G♭)
- T (То́ника) - D♭ (D♭ - F - A♭)
- S6 (Субдоминантовый секстаккорд) - G♭/B♭ (B♭ - G♭ - D♭)
- D6 (Доминиантовый секстаккорд) - A♭/C (C - A♭ - E♭)
- T (То́ника) - D♭ (D♭ - F - A♭)
Эта последовательность использует различные обращения аккордов, чтобы создать гармоническую разнообразие и движение.
- T: Начальная тоника устанавливает тональность.
- S64: Первый субдоминантовый секстаккорд добавляет гармоническое разнообразие.
- T: Возвращение к тонике снова укрепляет тональность.
- T64: Тонический секстаккорд добавляет вариацию.
- D: Прямая доминанта создает напряжение, готовя нас к разрешению.
- D7: Доминиантсептаккорд усиливает напряжение.
- T: Разрешение в тонику, успокаивающее напряжение.
- S6: Субдоминантовый секстаккорд добавляет новый оттенок.
- D6: Доминиантовый секстаккорд подготавливает следующее разрешение.
- T: Завершение на тонике, обеспечивающее гармоническое разрешение и стабильность.
Эта последовательность демонстрирует основные принципы функциональной гармонии, где аккорды движутся от стабильности (тоника) через напряжение (доминанта) и обратно к стабильности.