В музыке вводные звуки (или вводные ноты) в тональности играют важную роль в создании гармонического напряжения и разрешения. В контексте ля минор (A minor), вводные звуки могут относиться к разным аспектам, включая гармонию, мелодию и аккорды. Ля минор — это минорная тональность, имеющая ключевые ноты: A, B, C, D, E, F и G.
Гармонические вводные звуки
В гармоническом миноре вводится седьмая повышенная ступень. В ля миноре это нота G♯. Такая структура создает ведущий тон (G♯), который сильно тяготеет к тонике (A), усиливая ощущение разрешения. Гармонический минорный лад выглядит следующим образом: A, B, C, D, E, F, G♯.
Мелодические вводные звуки
В мелодическом миноре повышаются как шестая, так и седьмая ступени при восходящем движении, но при нисходящем движении используются обычные ноты натурального минора. В ля миноре это выглядит так:
- Восходящее: A, B, C, D, E, F♯, G♯
- Нисходящее: A, G, F, E, D, C, B
Аккорды и вводные звуки
Вводные звуки также могут включаться в аккорды для создания характерного звучания. Например:
- В гармоническом ля миноре доминантный септаккорд (E7) включает ведущий тон G♯: E, G♯, B, D.
- В мелодическом ля миноре можно использовать аккорды с повышенными шестой и седьмой ступенями, например F♯m7♭5 (F♯, A, C, E) или G♯dim7 (G♯, B, D, F).
Пример использования
Вводные звуки часто используются в каденциях для создания ощущения завершенности:
- В гармоническом ля миноре каденция может включать последовательность аккордов: Am (ля минор) – E7 (ми мажор септаккорд) – Am.
- В мелодическом ля миноре можно использовать последовательность: Am – F♯m7♭5 – E7 – Am для более сложного и интересного звучания.
Мелодическое использование
В мелодиях вводные звуки могут использоваться для создания движения и интересных линий. Например, композитор может использовать G♯ в мелодии, чтобы подчеркнуть разрешение в ноту A.
Вводные звуки в ля миноре играют важную роль в создании гармонического и мелодического напряжения, а также в обогащении музыкальной выразительности.